Пусть взойдет звездою русский рок — чистый, непорочный русский рок…
Эти споры на тему «существовал ли русский рок как понятие в музыке?» были практически всегда. Наверное, с самого начала появления тогда еще советских рок-групп. Впрочем, в те времена большинство из них носили официальное название «ВИА» — вокально-инструментальный ансамбль.
Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь…
…Рок пришел в СССР в начале 60-х годов. В закрытую страну доносились отголоски западной музыкальной культуры — и это эхо давало свой мощный резонанс. В школах, ПТУ, Домах Культуры организовывались доморощенные коллективы, которые пытались перепеть The Beatles, The Doors, RollingStones… Их гоняла милиция, стыдили на комсомольских собраниях, увольняли с работы, а они продолжали играть и петь. Из всех этих музыкальных команд, большинство из которых так и зачахло в неизвестности, выделялись уже тогда — такие русские рок-группы, как: «Машина Времени» с Андреем Макаревичем, «Скоморохи» с Александром Градским, «Цветы» под руководством Стаса Намина, «Скифы», «Пилигримы», «Соколы» и некоторые другие музыкальные коллективы. «Оловянные солдатики» даже записали магнитоальбом, названный «Рассуждения» — это был 1972 год, и это был первый из первых альбомов русских рок-групп. Каждый наверняка помнит песню из культового мультфильма «Ну, погоди», записанную этим коллективом — «У попа была собака».
Это на Западе рок-музыка эволюционировала, начиная с ритм-энд-блюза, плавно переходя к рок-н-роллу, перетекая в бит-хард-рок. В Советском Союзе рок-музыка возникла — и никакого другого слова здесь не употребишь. Это была калька западной рок-музыки, списанная, но не до мелочей, а подогнанная под рамки советской действительности. И в этой совдеповской реальности появилась особая субкультура русского рока, богемная, с ее музыкальными лидерами — зачастую работниками метлы и совковой лопаты.
Русские рок-группы: протест как способ выразить себя
Это было время развития мощного рок-движения в стране — своеобразная музыкальная оттепель. В начале 80-х стали проводиться первые рок-фестивали, многим группам открыли дорогу к официальной музыкальной программе «Музыкальный Ринг» — и в некотором роде это был истинный прорыв для тех лет. Однако в годы правления К.У. Черненко гонения на андеграунд усилились. В «черном списке» оказался целый сонм рок-команд. Из тех, которые известны широкой публике и по сей день, можно упомянуть такие русские рок-группы, как: «Кино», «Аквариум», «Пикник», «ДДТ», «Браво», «Воскресение» и множество других. Русские рок-группы запрещались, ведь по тогдашним законам организация концертов без участия Госконцерта считалась тунеядством, частным предпринимательством — и это было уже уголовное дело.
Музыка, которую называли «совковым роком», имела не ахти какой звукоряд — это были акустические гитары, имевшие несколько неровное звучание. Хорошая же музыка нуждалась в хороших инструментах, качественных студиях для записи, в конце концов — музыкальном образовании и владении инструментом, что не всегда имело место. Но, пожалуй, основное значение для русской рок-музыки имел не звук, а, скорее, текст — именно он играл решающую роль. Смысл песен был революционным, он звал на борьбу с серостью, безликостью масс. Музыкантов порою даже арестовывали, как это происходило с такими музыкантами, как: Жанна Агузарова, бывшая солистка «Браво», Алексей Романов, участник «Воскресения».
Сейчас другое время, и другие русские рок-группы играют рок-музыку, которую уже не запрещают. Но разве можно забыть тех, кто стоял у истоков этого музыкального направления — целой музыкальной эпохи? Как некогда пел Вячеслав Бутусов: «Здесь горит звездою русский рок — круглый и простой как колобок…»